«Малую толику тайн...»
Мартынов в Париже
«Мастера ищу давно...»
«Масштабы штаба генерального...»
Матери с младенцами
«Меня переписали знатоки...»
Местность и окрестность
Мещане
«Мещанские добродетели»
Минное поле
Миру – мир
Мнения переплетчика...
«Много было пито-едено...»
Мой комбат Назаров
Молчаливый вой
Моральный кодекс
Московский йог
Моя нервная системна
Музей общих неприятностей
«Музыка далеких сфер...»
Музыка на затычку
Мы и техника
«Мы — посреди войны. Еще до берега...»




*************************************




* * *

Малую толику тайн
и второстепенные секреты
выдавая, искренним за это
он прослыл и правдолюбцем стал.
Но болтая всякое и разное,
соблюдает воровской закон:
самую огромную и грязную
тайну
ни за что не выдаст он.




МАРТЫНОВ В ПАРИЖЕ

Париж глазел на Мартынова:
Париж не понимал,
за что на него Мартынов
ни разу не поднимал
глаза.

Париж привык к глазеющим
новинки в его судьбе.
Но он не привык к глазеющим
под ноги только себе.
Только лишь.

Мы к Эйфелевой башне
с Мартыновым шли вдвоем.
Мартынов как будто на пашне
сохою берет подъем —
глядит под ноги.
А почему?

— Как вещество из молекул —
Париж состоит из камней.
И я сюда приехал,
чтоб разобраться в ней,
в этой истине.

Сначала я все карманы
камнями себе наложу.
А после удобно встану
и не торопясь погляжу,
что из них выстроено.




* * *

Мастера ищу давно,
знающего дело тонко!
Без него я все равно
ноль без палочки
и только.

Мастер в поисках меня
тоже оттоптал конечности,
он ведь тоже без меня —
палочка без бесконечности.

То-то буду встрече рад,
то-то будет рад он встрече,
радостно смыкая плечи,
встанем мы при встрече в ряд.

Станем, палочка с нолем,
после сядем и нальем
и навеки стакнемся, ???
больше не расстанемся.



* * *

Масштабы штаба генерального,
масштабы карты полушарий,
а после - карты неба звездного
своим масштабом поражали,

своим размахом, махом крыл своих,
своим
не лесом, а тайгою,
своим
не боем, а войною,
своим
не снегом, а пургою.

Как яхонты или как лалы,
как звания или чины,
так вдохновляло, впечатляло
величие величины.

Внушали гордость или радость
и преданность, навеки - верность,
в бескрайнем - самая бескрайность,
в безмерном - именно безмерность.

Три измерения, и каждое
дается с щедростью такой!
С извечной, неизбывной жаждою
впивает космос космос род людской.




МАТЕРИ С МЛАДЕНЦАМИ

Беременели несмотря
на злые нравы,
на сумасшествие царя,
на страх расправы.

Наверно, понимали: род
продолжить должно.
Наверно, понимали: нить
тянуться все-таки должна.

Христа-младенца лишь затем
изобразил художник,
что в муках родила его
та, плотника жена.

Беременели и несли,
влачили бремя
сквозь все страдания земли
в лихое время
и в неплохие времена
и только спрашивали тихо,
добро ли сверху, или легко?
Что в мире,
мир или война?




* * *

Меня переписали знатоки
и вызубрили, пользуясь тетрадкой,
теперь мне нужно, чтобы дураки
мурлыкали меня с улыбкой сладкой.

Теперь меня интересует песенка,
поскольку это интересный жанр,
складной и портативный, словно лесенка.
Приставь и полезай хоть на пожар.

Пускай перезабудутся слова,
до времени погаснув и состарясь,
была бы та мелодия жива,
сбережена про черный день, на старость.




МЕСТНОСТЬ И ОКРЕСТНОСТЬ

Я в таком селе поселился,
где никто мне в душу не лез.
Было весело — веселился.
Было грустно — рыдал до слез.

Столько было грибов в этой местности,
что они начинались в окрестности
моего окна и крыльца,
продолжались же — без конца.

А язык местного населения,
его выговор и разговор
жажды означал утоление
и звучит во мне до сих пор.

У высокого местного неба
звезды были — одна к одной.
А у местного круглого хлеба
запах был густой и ржаной.

А старухи здешней местности
славились во всей окрестности
как по линии доброты,
так по линии верности, честности,
были ласковы и просты.

А над крышами всеми кресты
телевизоров возвышались,
и вороны на них не решались
почему-то сидеть, не могли.

А от здешней зеленой земли
к небу восходили деревья,
и цветы, и пары куренья
от земли прямо к небу шли.




МЕЩАНЕ

Скажите, кто такие мещане?
За что на них писатели злы?
Какое зло на них вымещали?
Кому они ощущенья козлы?

Мещане, по-моему, это объект
истории.
Та барабанная шкура,
которая гулко, легко и понуро
дает несложный и краткий ответ
ударам, побоям, приказам, реформам.

Мещане — та самая суть,
которая крепко стянута формой,
так что ни охнуть и ни вздохнуть.

Мещане — люди, но без загада,
без дальнего плана, без точных надежд.
Человечество в эпоху заката
идей,
торжества обуж и одежд.

Их следует не костерить, а воспитывать.
Их следует, словно брезент, пропитывать
смолою плана, программы, мечты;
выращивать в них инстинкт высоты.

В конце концов, мещане — люди.
С них спрос — людской,
людской им суд.
А яблочком
на золоченом блюде
героев и гениев не поднесут.




* * *

Мещанские добродетели:
помнить, не забывать
и не идти в лжесвидетели
и — долги отдавать.

Не должать — если можно,
одалживать, если нужно.
Не так уж это ложно,
и нечего облыжно
охаивать, осмеивать
добродетель мещан.
Проще их добродетель
с прочими совмещать.

Добродетель Толстого
и Ивана Ильича,
работяги простого
и Владимира Ильича.

Всем им — с детства понятна
заповедь: "Не воруй!"
Постепенно освоили
заповедь: "Не лги!"
А когда признают
заповедь: "Не убий!" —
примирятся враги.




МИННОЕ ПОЛЕ

Жизнь, конечно, минное поле,
что метафора и не боле,
поле, а на нем трын-трава,
что слова, слова и слова.

Но я на поле, а вокруг
в ящичках зеленоватых
атрибуты батальных схваток —
мины.
На расстоянии рук,
мной протянутых.
Ногу поставлю
как-нибудь не так, как хочу,
и немедленно прорастаю
взрывом
и к небесам лечу.

Я в пехоте,
а мины все —
противопехотные,
то есть
все против меня.
Мины все
прикорнули, ко взрыву готовясь.
Снег сошел только что.
Только что
я сошел
с шоссе на проселок.
И оглядываюсь, как спросонок:
мины! Мины!
Их, может быть, сто.
Тысяча!
Может быть — миллион.
Мины, словно моральный закон,
угрожающий святотатцу.
И не пробуй не посчитаться.

Я не пробую.
Задним ходом
и рассчитывая каждый шаг,
обливаясь холодным потом,
оглушаясь звоном в ушах,
преодолевая обвал
нервов,
я отхожу к дороге.
Руки — вот они!
Вот они — ноги!
В минном поле я побывал!




МИРУ — МИР

Мальчики кровавые в глазах.
У кого в глазах?
У окровавленных
мальчиков,
безвестных и прославленных.
Мальчики у мальчиков в глазах.

Это начато давным-давно.
Как давно?
Никто не знает точно.
Так давно,
что все забыли прочно,
как давно.

Может, это и не навсегда.
Может,
как-нибудь договорятся
и печаль с тоскою растворятся,
устранятся навсегда.
«Миру — мир!» — всеобщий и ничей
лозунг
тихо утешает в горе.
Робко —
даже мелом на заборе.
Тихо —
хоть сложен из кирпичей.




* * *

Мнения переплетчика,
скажем, о переплете
могут быть глубоки
так же, как мнение летчика
о ночном полете
вдоль великой реки,
так же, как мнение смазчика
о качестве смазки,
так же, как мнение мальчика
о качестве сказки.

Знает водитель наледь.
Пахарь знает пажить.
Каждый что-нибудь знает.
Пусть он об этом скажет,
пусть он об этом выскажется -
и, наверное, сложится
плод ума и терпения -
народная энциклопедия.



* * *

Много было пито-едено,
много было бито-граблено,
а спроси его — немедленно
реагирует: все правильно.

То ли то, что
граблено-бито,
ныне прочно
шито-крыто?

То ли красная эта рожа
больше бы покраснеть не смогла?
То ли слишком толстая кожа?
То ли слишком темная мгла?

То ли в школе плохо учили —
спорт истории предпочли?
То ли недоразоблачили?
То ли что-то недоучли?

Как в таблице умножения,
усомниться не может в себе.
Несмотря на все поношения,
даже глядя в глаза судьбе,
говорит:
— Все было правильно.
— Ну, а то, что бито-граблено?
— А какое дело тебе?




МОЙ КОМБАТ НАЗАРОВ

Мой комбат Назаров, агроном,
Высшее имел образование,
Но обрел свое призвание
В батальоне,
в том, где был он «ком».

Поле, паханная им земля,
Мыслилось теперь как поле боя,
До Берлина шли теперь поля
Битвы. Понимал комбат любое.

Разбирался в долах и горах,
Очень точно применялся к местности,
Но не понимал, что честность
Иногда не исключает страх.

— Труса расстреляю лично я! —
Говорил он пополненью.
Сдерживая горькое волненье,
Слышали такое сыновья

Разных наций и племен различных,
Понимая: расстреляет лично.
Мой комбат Назаров разумел,
Что комбатов часто убивают,
Но спокойно говорил: «Бывает».
Ничего не требовал взамен.

Дело правое была война.
Для него же
прежде всего — дело,
Лучшего не ведал он удела
Для себя в такие времена.

А солдат берег. Солдат любил.
И не гарцевал. Не красовался,
Да и сам без дела не совался
Под обстрел. Толковый был.

И доныне сердце заболит,
Если вспомню.
Было здорово
В батальоне у Назарова,
В том, где был я замполит.




МОЛЧАЛИВЫЙ ВОЙ

Закончена охота на волков,
но волки не закончили охоты.
Им рисковать покуда неохота,
но есть еще немало уголков,
где у самой истории в тени
на волчьем солнце греются волчата.
Тихонько тренируются они,
и волк волчице молвит:— Ну и чада! —
В статистике все волчье — до нуля
доведено.
Истреблено все волчье.
Но есть еще обширные поля,
чащобы есть, где волки воют.
Молча.




МОСКОВСКИЙ ЙОГ

Йог, который после работ,
после всех забот и собраний,
все же на голову встает
и стоит, молодой и странный.

Два часа, два с половиной,
даже три часа на голове!
В проносящейся мимо лавиной,
в равнодушной к йогам Москве.

Йог, который сердечный ёк,
боли в печени, в кишке шишки
усмиряет, съедая паек
из растрепанной взятой книжки.

Он бредет с улыбкой восточной
по-над западной пустотой,
деловитый и даже точный,
сложный, в то же время простой.

Он, по коммунальной квартире
все расхаживающий в трусах,
он, в шумливом и сложном мире
попадать не хотящий впросак,—

сыроядец, молокопийца
ради странных своих идей,
успевает он как-то скопиться,
накопиться между людей.

Он склоняется над Европой,
он толкает ее к траве:
ну, чего тебе стоит! Пробуй.
Постоим на голове.




МОЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМНА

Тело душу тешило сперва,
а теперь тащу его едва.
После не мешало духу тело,
а теперь все это пролетело.

Словно тачку доверху груженную,
я толкать перед собой готов
нервную систему, пораженную
усталью. Тяжелый груз годов.

Нервная система перегружена
отмененной карточной системой.
А потом — почти разрушена
всполошенной солнечной системой.

Что-то вроде труб и проводов,
под землею городов идущих,
съеденных ржавчиной годов,
от подземных вод — гудущих.

Это моя нервная системка.
Вот и все. Хоть головой об стенку.




МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС

На равенство работать и на братство.
А за другое — ни за что не браться. ,
На мир трудиться и на труд,
все прочее — напрасный труд.
Но главная забота и работа
поденно и пожизненно — свобода.




МУЗЕЙ ОБЩИХ НЕПРИЯТНОСТЕЙ

Помню все! Замусорил мозги.
Сам не разберусь, как память
так успел засыпать и захламить.

Вижу положительное, вижу:
рост людей, домов, цветов.
Все хорошее видеть я готов.

Помню отрицательное, помню
и совсем не с тем, чтоб очернить.
Упускать не надо эту нить.

Эта нить в такую ткань спрядется,
что не только мне, а всем
станет отвратительно совсем,
очень отрицательно придется.

Надо помнить и — не забывать,
узелки завязывать для памяти,
гвоздики на память — забивать.

Или вот что предложить хочу:
всем бы принести по кирпичу,
домик поместительный построить
и музей в том домике — устроить.
Общих неприятностей музей.




* * *

Музыка далеких сфер,
противоречивые профессии...
Членом партии, гражданином СССР,
подданным поэзии
был я. Трудно было быть.
Все же был. За страх, за совесть.
Кое-что хотелось бы забыть.
Кое-что запомнить стоит.
Долг, как волк, меня хватал.
(Разные долги, несовпадающие.)
Я как Волга, в пять морей впадающая,
сбился с толку. Высох и устал.




МУЗЫКА НА ЗАТЫЧКУ

Когда, нарушая программу,
Срывая доклад и статью,
Орган выкладает упрямо
Гудящую песню свою,
Когда вместо пошлого крика
Ревет, как хозяин, тромбон
И речь заменяется скрипкой
Проигранной в магнитофон,
Когда мириад барабанов
Внезапно в эфире звучит
И хор в девятьсот сарафанов
Народные песни рычит,
Спасайся, кто может, бегите,
Не стихнет, не смолкнет пока.

Вы в центре циклона событий,
Оркестром прикрытых слегка.
Мы здешние, мы привычные.
Поймем, разберем,
Что сдвинуты темпы обычные
И новый рубеж берем.




МЫ И ТЕХНИКА

Как грачи приладились к трактору,
к однократному и многократному
переборонованью полей,
так и нам:
техника
все милей.

Эти электровычислительные,
зуборезные эти станки
нам дороже,
чем умилительные
камыши
у излуки реки.

Ближе
даже, чем птичка у кустика,
трактор,
важно берущий подъем:
вот вам — оптика.
Вот — акустика.
Вслед за ними и мы поклюем.

В общем, сделано дело.
Что там
переделывать?
Я не чужой
тем долготам, широтам.
К частотам
прикипел я тоже душой.




* * *

Мы — посреди войны. Еще до берега,
наверно, год. Быть может, полтора.
Но плохо помогает нам Америка,
всё думают: не время, не пора.

А блиндажи, как дети, взявшись за руки,
усталые от ратного труда,
сквозь заморозки, зарева и заросли
плывут в свое неведомо куда,
плывут в свое невидано, неслыхано,
в незнаемо, в невесть когда, куда.

И плещется в них зябкая вода.
И мир далек, как в облаке — звезда.

А мы — живем. А мы обеда ждем.
И — споры, разговоры, фигли-мигли.
Нам хорошо, что мы не под дождем.
А то, что под огнем,— так мы привыкли.






















  28 ноября

Александр Блок

1880

На правах рекламы: