Работа над стихом
«Равнение — как на парадах...» ???
«Разговор был начат и кончен Сталиным...»
Разные формулы счастья
Ранен
Реквизит двух столетий
«Речи так речи...»
Ритм маяка
«Руины — это западное слово...»
Руки на поручне
Рыбы в сети




***********************************************



РАБОТА НАД СТИХОМ

Чтоб значило и звучало,
чтоб выражал и плясал,
перепишу сначала
то, что уже написал.

Законченное перекорежу,
написанное перепишу,
как рожу — растворожу,
как душу—полузадушу,

но доведу до кондиций,
чтоб стал лихим и стальным,
чтоб то, что мне годится,
годилось всем остальным.




* * *

Равнение — как на парадах.
Железная дисциплина.
Полный порядок
От Клина до Сахалина.

Разъятые на квадраты,
А после сбитые в кубы,
Все были довольны, рады
И не разжимали губы.

Пожары — и те не горели,
С рельс не сходили трамваи,
Птицы на юг летели
По графику — не срывая.

Дети ходили в школу
В этом углу мирозданья
Быстро! Поспешно! ???
Ни одного опозданья.

Извержений не было.
Землетрясений не было.
Караблекрушений не было.
О них не писали в газетах.

Когда начинались войны,
Они утопали в победах.
Все были сыты, довольны.
Кроме самых отпетых.




* * *

Разговор был начат и кончен Сталиным,
нависавшим, как небо, со всех сторон
и, как небо, мелкой звездой заставленным
и пролетом ангелов и ворон.

Потирая задницы и затылки
под нависшим черным Сталиным,
мы
из него приводили цитаты и ссылки,
упасясь от ссылки его и тюрьмы.

И надолго: Хрущевых еще на десять —
это небо будет дождить дождем,
и под ним мы будем мерить и весить,
и угрюмо думать, чего мы ждем.




РАЗНЫЕ ФОРМУЛЫ СЧАСТЬЯ

В том ли счастье?
А в чем оно, счастье,
оборачивавшееся отчасти
зауряднейшим пирогом,
если вовсе не в том, а в другом?

Что такое это другое?
Как его трактовать мы должны?
Образ дачного, что ли, покоя?
День Победы после войны?

Или та черта, что подводят
под десятилетним трудом?
Или слезы, с которыми входят
после странствий в родимый дом?

Или новой техники чара?
Щедр на это двадцатый век.
Или просто строка из «Анчара» —
«человека человек»?




РАНЕН

Словно хлопнула по плечу
Стопудовой горячей лапой.
Я внезапно наземь лечу,
Неожиданно тихий, слабый.

Убегает стрелковая цепь,
Словно солнце уходит на запад.
Остается сожженная степь,
и крови горячей запах.

Я снимаю с себя наган —
На боку носить не сумею.
И ремень, как большой гайтан,
Одеваю себе на шею!

И — от солнца ползу на восток,
Приминая степные травы.
А за мной ползет кровавый
След.
Дымящийся и густой.

В этот раз, в этот первый раз
Я еще уползу к востоку
От германцев, от высших рас.
Буду пить в лазарете настойку,

Буду сводку читать, буду есть
Суп-бульон, с петрушкой для запаха.
Буду думать про долг, про честь.
Я еще доползу до запада.




РЕКВИЗИТ ДВУХ СТОЛЕТИЙ

Поскорей высчитывайте шансы —
или джинсы, или дилижансы.

Синтез двух столетий невозможен —
реквизит на разных складах сложен

и по разным ведомствам оформлен.
Будь столетьем собственным доволен.

Двум столетьям вместе не ужиться —
или дилижансы, или джинсы.

Надеваю джинсы потопорней,
но не забываю свои корни.

Погремучей джинсы надеваю,
с корнем дилижанс не отрываю,

раз уж для меня определили
это каверзное или — или.

Вдруг удастся им объединиться —
с дилижансом сочетаться джинсам.




* * *

Речи так речи,
драму так драму,
но не переча,
всю телепрограмму
смотрят — и в оба,
что бы ни спели,
смотрят до гроба
с самой купели,
сведенья,
так же, как предубеждения,
в веденьи
этого учреждения —
мировоззрения,
мироощущения,
и подозрения,
и сообщения —
что им дикторша скажет,
то им на душу ляжет!

Что сообщат —
то обобщат.

Вот оно, счастье,
чем обернулось:
словно бы в чащу
снова вернулось
племя людей.

Пара идей
на двести десять
телодвижений.
Бремя не взвесить
таких достижений.




РИТМ МАЯКА

Четыре с половиной секунды света,
четыре с половиной секунды тьмы,
потом полторы секунды света,
потом полторы секунды тьмы —
и снова:
четыре с половиной секунды света,
четыре с половиной секунды тьмы.

Гасит солнце устройство это.
Тьма зажигает его средь тьмы.

Когда-нибудь этот ритм и мы —
его вопросы, его ответы —
усвоим, избежав кутерьмы:
четыре с половиной секунды света,
четыре с половиной секунды тьмы.




* * *

Руины — это западное слово.
Руины — если бьют, не добивая.
Но как сказать: руины Украины?
На ней доска лежала гробовая.

Советские развалины развалены
как следует: разваливали с толком.
Как будто бы в котле каком разваривали.
Как будто сожжены жестоким* током.

Да, города моей отчизны били,
как и людей моей отчизны, насмерть,
стирали их до состоянья пыли,
разумно, с расстановочкой, не наспех.

И выросли на превращенных в поле
сраженья
городах и весях
с названьями, знакомыми до боли,
строенья незнакомые, чужие.

Хотя и лучше прежнего — не прежние.
Хотя и краше старого — не старые.
И только имена, как воды вешние,
журчат по картам старые мелодии.


*вариант — выжжены тяжелым




РУКИ НА ПОРУЧНЕ

Легла на поручень рука,
и светит голубая жилка,
так упоительно легка
над темной тяжестью затылка.

Я рядом уцепил свою,
и эти руки-скорохваты
вцепились в сталь, словно солдаты
в оборонительном бою.

И мчит сквозь ночь и дождь автобус,
а в нем — сто двадцать человек,
как образ мира,
века образ, —
сквозь ночь,
и дождь,
и мир,
и век.




РЫБЫ В СЕТИ

Серебро звенит звонче золота —
звонче звон и блистательней блеск.
Точно так же, свежо и молодо,
рыбы
плещут свой плеск.

Сеть сияниями переполнена,
словно небо верткими молниями,
и в жестоком подобье игры
вьются, бьются эти миры.

Звезды тоже перед гибелью
вспыхнут, вечную тьму озарив.
Рыбы пляски кончают рыбьи,
плавники в ячеи зарыв.

И покуда
с небосвода
их лучей припекает сонм,
потускневшие от несвободы,
рыбы
погружаются в сон.

 

 

 

 

 


  28 ноября

Александр Блок

1880

На правах рекламы: