|
"АВРОРА" №1 2018
ПРЕВРАЩАЯСЬ В ЗАКОН
СТУКНЕМСЯ! — Стукнемся! — говорили в Харькове в 94-й средней школе. Стукнуться означало: подраться. Звук, издаваемый юной скулою при ударе кулака молодого, сухощав и громогласен, словно удар доски о полено. — Стукнемся, — говорили в школе, улыбаясь уставной улыбкой. Я говорил: а что же! В тот монастырь со своим уставом я не совался. Интересовался Маяковским или Блоком, шёл за сарай — куда все ходили, стукался без разговоров со всеми, кто вызывал меня на это. Может, единственное отличье от инженеров, врачей, доцентов, всё давно перезабывших, что я единственный из 94-ой не позабыл специального слова: «Стукнемся!»
* * * А я эстетов не застал. Я только в книжечках читал, в эстетских вышитых изданьях об этих вычурных созданьях.
Когда я молод был и глуп, ходил в литературный клуб, и там — не в первый раз едва ли — меня эстетом обозвали.
— Эстет? Какой же я эстет? А где мой плащ? А где мой плед? И мне сказал Кульчицкий Миша: — Молчи! Веди себя потише!
Он часто мне напоминал, как милиционер пинал не соблюдавшего пропорцию эстета бывшего — пропойцу,
как продавал эстет иной нам сувенирчик костяной, гибрид из пряжки и заколки под волчьим взором барахолки.
О нём судачила молва, что были у него права на особняк и на имение, но он был нищим тем не менее.
Здоровый антиэстетизм в то время значил: «Не стыдись».
* * * Из всего стрелкового взвода кто-то первый ринется в воду, как бы ни была холодна. Кто-то первый достанет дна.
Хоть старинная догма равенства мне по-прежнему очень нравится, я руками ее развожу и в холодную воду вхожу.
Потому что кому-то же следует, пока рядом товарищ беседует, равным правом своим пренебречь и прервать эту долгую речь.
* * *
В хронологическом порядке! Нет, по порядку старшинства в ухоженном порядке грядки – у овощей свои права!
Но, чтоб не шатко и не валко, чтоб не свободною игрой, а чтоб почувствовалась палка капрала! Дисциплина. Строй.
О строй военный! Рой пчелиный, уставом выработанный толк с блаженнейшею дисциплиной, повиновения восторг.
Чтоб очевидная структура — её слова, её дела — свою позицию крутую, как батарея, заняла.
Молчат её стальные дула. Но краткая команда: «Пли!», и выдохнуло: сразу сдуло цель, словно пух, с лица земли.
Да, в артиллерии порядок! Порядок в танковых войсках в бою — и так же на парадах, в мгновеньях — так же, как в веках.
* * * Недавно совершены и будут повторены без тени улыбки, но с полным сознаньем вины большие ошибки.
Не с первого раза же! И не со второго же, но с третьей попытки мы сделаем все для вас и безо всяких прикрас покроем убытки. Ошибочность точности, приглядка дотошности куда как пошире.
* * * Жизнь прожита до конца, а смирно или отважно, по способу мудреца, по методу подлеца – уже совершенно неважно. А важно, что до конца.
Но это видно врачу писательской поликлиники, а я об этом молчу, такие мы оба циники, а мусорный старичок с большими желтыми пятнами почти всегда отвлечён от физиологических дрязг и жизнью опять увлечён, и мир его вновь потряс.
БУТЫЛКИ В УТИЛЬ!
Ещё глядят с издёвкой на наш двадцатый век. Еще хотят надземкой пройти . . . . . над ним поверх.
Но, не терпя злоречья, насмешки над собой, двадцатое столетье даёт за боем бой.
— О, вы, рассвета ждущие в собственноручной мгле! Идущие в грядущее проходят по земле!
Квадратом в круг сей вписан и шаром в куб вмещен, не посылаю писем лет через миллион.
Чешите же затылки, обдумывайте месть: в утиль сдаю бутылки, в которых ваша весть.
Тибор Самуэли
А потом его убьёт на границе пограничник. Он не перейдет черты между Австрией и Венгрией. Но пока он говорит о просторах безграничных, в мир, живущий без границ, безгранично веруя.
Снял фотограф Кузнецов Ленина, внимательно про венгерские дела слушающего речь: если б Венгрии вослед двинулась Германия, это старый мир могло б вскорости — обречь.
Архимолод этот венгр, архитрудно в мире. Тем не менее идем, и притом вперед. Снова гонит венгр в толпу лозунги прямые, интонацией своей за душу берёт.
НОВОСТЬ
Все звонили друг другу. Новость шла по кругу, обрастала звоном, бойкая, как бубенец, и, потрясая объёмом, действовала, наконец. И как будто нанято, все человечество занято кто — ее ожиданием, кто — ее созиданием.
* * *
что у меня забрали, переношу свободу в план морали и устремляю свой духовный взгляд в печёнки, что отбиты и болят.
* * * Выздоравливающий, приноравливающий мир к себе, к своей новой судьбе, снова смотрит в окно: снова не все равно.
Проглядел все обои на стенке, все незамысловатые сценки, проглядел насквозь потолок. Потолок ему не помог, и сейчас он смотрит в окно, не смотрел туда очень давно.
Мир ему после хвори опасной представляется, как прекрасный, длительный и доступный пир, в самом деле, как новый мир.
Не дошёл до конца доходяга, что-то в нём и живет и поёт, и великое новое благо мир ему сквозь окно подаёт –
веткой, тычащейся в стекло, солнышком, блестящим светло.
* * * И холодно и странно, как мухе в холодильнике.
(Котошихин)
«Без остатку миновалось» то, что прочно основалось, а времянка на живую нитку, сметанная в день, службу полувековую продолжает по сей день. Этот факт обдумав срочно, понимаю, что непрочно на живуху, на бегу созидать я не могу, и копаю котлованы стен, чтоб вечно им пребыть, чтоб их только головами, билом их не прошибить.
* * * Забыл и вспомнил. От забвенья к воспоминанью вновь качнулся. Скрепил разорванные звенья. Забылся и опять очнулся. И вновь забыл и снова вспомнил, и канул из забвенья в знанье, покуда наконец не понял: таков обычный путь сознанья.
Пройти по всем дорогам мира в ритме морзянки и пунктира, сбиваясь, даже возвращаясь, в закон упорно превращаясь.
* * * Иерархия страданий, иерархия рыданий, иерархия тоски расползаются на куски, но свело их, как скобою, беспощадною судьбою, чтобы вместе горевать, потихоньку ночью плакать, а не просто бинт срывать, обнажая раны мякоть.
* * * Можно делать всё, что я хочу. Что же я хочу? Можно встать, когда захочется, лечь, когда захочется. Только спать не хочется. Бодрствовать тоже не хочется. Столько денег накопить — некуда их деть. Ничего не хочется купить, и ничем не хочется владеть.
Пародия на Мартынова
Прекрасный день нас ожидает. Ночь открывается. Вряд ли ей помочь сумеют все ее интриги. Пускай она в кармане кажет фиги, нас ожидают радостные сдвиги. Быть может, даже сладостные миги. Прекраснейший нас ожидает день! А ночь пусть тень наводит на плетень.
* * * — Насилия нет! — говорил отец и грозно поблескивал очами. По ходу планет, по бою сердец он знал, что насилие было в начале, а вовсе не слово.
* * * На лице выступают стигматы терпенья с их отчетливой розовостью репейной.
* * * Станем в очередь, в долгие жданки. Нет! Заляжем, как кот на лежанке, в эту очередь. Наш черёд. Пусть она сама подберёт.
Мы без очереди не лезли. Мы старались ускорить для всех. И, сегодня, подумать если,
разбирает панический смех:
мы на мировом перевале гать мостили для мироустройств. Кровь в подшипники заливали, собственную горячую кровь.
Ну и что же.
* * * Проснешься, вскликнешь: «Vita breve!» и снова ляжешь спать во гневе, что от зевка и до зевка жизнь в самом деле коротка.
* * * Сыновья учёные поповы да несколько изящнейших натур — заболтались критики по поводу лаконичнейшей из литератур.
Между тем в один нетолстый том помещаются века словесности, все ее аспекты и окрестности, с примечаньями притом.
Видимо, платили им с листа, критикам, литературоведам, и была им вчуже простота, краткости закон им был неведом.
И покуда критика подчёркивала, оттеняла, делала дела, ширилась, — . . . . . . . . поэзия вычёркивала, сокращалась, где только могла.
|
28 ноября
Александр Блок 1880
|